Арт-терапия для пациентов, перенесших инсульт

Специфика восстановления в постинсультном периоде
Реабилитация после инсульта направлена на восстановление утраченных в результате болезни функций. Однако наряду с физическим восстановлением нужно заниматься и психоэмоциональным состоянием больного.
В официальный перечень последствий острого нарушения мозгового кровообращения входят: депрессия, апатия, подавленность, замкнутость, тревожность. Именно для коррекции этих состояний используют арт-терапию.
Для полноценного восстановления после инсульта больному нужно организовать психологически комфортную среду и социализацию. Посещая арт-терапевта, он в полной мере может реализовать эти потребности и ускорить восстановление организма.
В результате занятий арт-терапией у пациента происходит:
нормализация эмоционального состояния и психических реакций;
глубокое познание личности, раскрытие своего «Я»;
повышение качества жизни за счёт выработанного умения переживать более широкий спектр эмоций, осознавать их.
История арт-терапии
Методика была изобретена в начале прошлого века. Художник Адриан Хилл заболел туберкулёзом. Параллельно с лечением он активно занимался творчеством и обнаружил интересный эффект — это отвлекало его от болезни и повышало настроение. Решив поделиться своим открытием, он пригласил своего приятеля (тоже художника) провести несколько уроков живописи для других пациентов больницы, где сам лечился. В итоге врачи отметили, что за счёт снижения психологического напряжения прогресс в лечении больных был достигнут быстрее.
А. Хилл написал книгу «Искусство против болезней», а продолжила его дело Эдит Крамер. Она была экспертом в реализации фрейдовской теории сублимации, как защитного механизма, который превращает разрушительные импульсы в созидательные. И на основании этой теории провела серию исследований среди подростков Уилтвикской школы. Это было специальное учреждение для «трудных» детей, и именно уроки творчества способствовали нормализации отношений в коллективе, подростки стали более спокойными, а их результаты обучения повысились.
Спустя годы арт-терапия активно развивалась как метод психокоррекции у детей и взрослых.
Терапия творчеством — прогрессивное направление реабилитации после инсульта
В ходе занятий арт-терапией человек знакомится со своей эмоциональной природой, учится управлять гневом и агрессией. Также занятия рисованием, лепкой и другими прикладными техниками развивает мелкую моторику рук. А за движения кончиками пальцев отвечают те же участки мозга, что и за речь, память и другие когнитивные функции. Именно этот компонент арт-терапии делает её особо эффективной в ходе реабилитации после инсульта.
Как известно, когнитивные функции и речь после острого нарушения мозгового кровообращения восстанавливаются позже всего. И чтобы скомпенсировать временной разрыв в восстановлении всех функций организма и усилить эффект реабилитации используются арт-терапевтические техники.
В последние годы реабилитационные центры активно привлекают арт-терапевтов для комплексной работы с постинсультными больными. В программу лечебно-коррекционных и профилактических мероприятий включены занятия творчеством в составе небольших групп или индивидуально.
Отличный пример результативности методики — исследование, которое провели на базе неврологического отделения больницы в Екатеринбурге. Для оценки влияния арт-терапии на прогресс в лечении после инсульта были отобраны 8 мужчин и 8 женщин разного возраста. Они посещали занятия творчеством, составляли коллажи, делали оригами и пр.
В итоге врачи отметили, что у 13 из 16 участников исследования были существенные улучшения состояния, в особенности — работа пальцев рук. Двигательные функции верхних конечностей восстановились практически полностью, а эмоциональное состояние пришло в норму (исчезли нервозность, подавленность).
Виды арт-терапии для реабилитации после инсульта
Техники арт-терапии отличаются в зависимости от характера творческой деятельности:
изобразительное искусство — рисунок, лепка, выкладывание мозаики;
прикладное творчество — вязание, плетение, скрапбукинг, оригами;
музыка — игра на инструментах, пение, прослушивание композиций;
сюжетно-ролевые игры и театр — постановка сценок, разработка сценариев, инсценировка известных полотен.
Возможности, формы и виды арт-терапии безграничны, однако при выборе конкретного занятия для реабилитации стоит отталкиваться от способности их выполнения пациентами. При речевой афазии и выраженном парезе верхних конечностей, гортани следует выбирать занятия, которые будут посильными и не вызывать сопротивления пациента.
Пассивные и активные техники
Начинать занятия арт-терапией стоит с пассивных техник, которые заключаются в созерцании искусства: послушать музыку, посмотреть картины, прочитать книгу. Этот процесс призван вызвать мотивацию к самостоятельному творчеству.
Потом можно подключать активные техники: создание собственных продуктов творчества. Вводить разнообразие стоит постепенно: начать с чего-то одного, а после наслаивать техники и периодически переключаться на разные виды. Это поможет пациенту в развитии концентрации внимания и памяти.
Важно также учитывать аспект социализации в ходе занятий. Постинсультные больные под влиянием особого психоэмоционального состояния могут отказываться от групповых занятий. Стремление к социальной изоляции на ранних этапах реабилитации вызвано нежеланием принимать себя в новой ипостаси — человека с выраженными последствиями болезни.
Однако по мере возвращения утраченных функций и при условии активной работы с психологом к пациенту будет возвращаться уверенность в себе и желание социализироваться. Именно в этот период рекомендовано посещать групповые занятия арт-терапией, которые принесут синергичный эффект:
в коллективе люди занимаются творчеством более вовлеченно;
активное общение между участниками группы позволяет создать комфортную атмосферу для реализации творческих задач;
присутствует соревновательный эффект, что заставляет прикладывать больше усилий и креативности в процессе изготовления продукта творчества.
В целом арт-терапия является технологией не только для решения медицинских и реабилитационных задач, но и для развития человека, социализации и личностного роста. Поэтому её желательно не прекращать и после достижения стойкого терапевтического эффекта. Уже в виде хобби.
Арт-терапия в домашних условиях
Если по каким-то причинам пациент не может посещать арт-терапевта, организовать для него занятия арт-терапией можно и в домашних условиях. Для этого придётся проконсультироваться с лечащим врачом (реабилитологом) и арт-терапевтом, чтобы составить список рекомендованных и посильных (с учетом состояния пациента) занятий.
После этого запаситесь необходимым инвентарем для творчества. Он должен быть безопасным (например, ножницы с округлыми кончиками) и нетоксичным (детские краски, клей со щадящим составом).
При первых занятиях пациенту нужна компания. Вовлекайте его в творчество, на собственном примере показывая, как здорово и интересно что-то сделать руками. Двигайтесь от простого к сложному: выбирайте сначала легкие задания, потом усложняйте.
Множество идей вы можете найти на YouTube: в роликах показан процесс создания изделий. Просмотрите их сами и составьте простую инструкцию для больного. Не торопите его, подбадривайте. Занятия должны приносить удовольствие, проходить в спокойной атмосфере под тихую, расслабляющую музыку.
Оставить комментарий