Арт-терапия для пациентов, перенесших инсульт

 

 

Специфика восстановления в постинсультном периоде

Реабилитация после инсульта направлена на восстановление утраченных в результате болезни функций. Однако наряду с физическим восстановлением нужно заниматься и психоэмоциональным состоянием больного. 

В официальный перечень последствий острого нарушения мозгового кровообращения входят: депрессия, апатия, подавленность, замкнутость, тревожность. Именно для коррекции этих состояний используют арт-терапию.

Для полноценного восстановления после инсульта больному нужно организовать психологически комфортную среду и социализацию. Посещая арт-терапевта, он в полной мере может реализовать эти потребности и ускорить восстановление организма. 

В результате занятий арт-терапией у пациента происходит:

нормализация эмоционального состояния и психических реакций;

глубокое познание личности, раскрытие своего «Я»;

повышение качества жизни за счёт выработанного умения переживать более широкий спектр эмоций, осознавать их.

История арт-терапии

Методика была изобретена в начале прошлого века. Художник Адриан Хилл заболел туберкулёзом. Параллельно с лечением он активно занимался творчеством и обнаружил интересный эффект — это отвлекало его от болезни и повышало настроение. Решив поделиться своим открытием, он пригласил своего приятеля (тоже художника) провести несколько уроков живописи для других пациентов больницы, где сам лечился. В итоге врачи отметили, что за счёт снижения психологического напряжения прогресс в лечении больных был достигнут быстрее. 

А. Хилл написал книгу «Искусство против болезней», а продолжила его дело Эдит Крамер. Она была экспертом в реализации фрейдовской теории сублимации, как защитного механизма, который превращает разрушительные импульсы в созидательные. И на основании этой теории провела серию исследований среди подростков Уилтвикской школы. Это было специальное учреждение для «трудных» детей, и именно уроки творчества способствовали нормализации отношений в коллективе, подростки стали более спокойными, а их результаты обучения повысились. 

Спустя годы арт-терапия активно развивалась как метод психокоррекции у детей и взрослых.

Терапия творчеством — прогрессивное направление реабилитации после инсульта

В ходе занятий арт-терапией человек знакомится со своей эмоциональной природой, учится управлять гневом и агрессией. Также занятия рисованием, лепкой и другими прикладными техниками развивает мелкую моторику рук. А за движения кончиками пальцев отвечают те же участки мозга, что и за речь, память и другие когнитивные функции. Именно этот компонент арт-терапии делает её особо эффективной в ходе реабилитации после инсульта.

Как известно, когнитивные функции и речь после острого нарушения мозгового кровообращения восстанавливаются позже всего. И чтобы скомпенсировать временной разрыв в восстановлении всех функций организма и усилить эффект реабилитации используются арт-терапевтические техники. 

В последние годы реабилитационные центры активно привлекают арт-терапевтов для комплексной работы с постинсультными больными. В программу лечебно-коррекционных и профилактических мероприятий включены занятия творчеством в составе небольших групп или индивидуально. 

Отличный пример результативности методики — исследование, которое провели на базе неврологического отделения больницы в Екатеринбурге. Для оценки влияния арт-терапии на прогресс в лечении после инсульта были отобраны 8 мужчин и 8 женщин разного возраста. Они посещали занятия творчеством, составляли коллажи, делали оригами и пр. 

В итоге врачи отметили, что у 13 из 16 участников исследования были существенные улучшения состояния, в особенности — работа пальцев рук. Двигательные функции верхних конечностей восстановились практически полностью, а эмоциональное состояние пришло в норму (исчезли нервозность, подавленность). 

Виды арт-терапии для реабилитации после инсульта

Техники арт-терапии отличаются в зависимости от характера творческой деятельности: 

изобразительное искусство — рисунок, лепка, выкладывание мозаики;

прикладное творчество — вязание, плетение, скрапбукинг, оригами;

музыка — игра на инструментах, пение, прослушивание композиций;

сюжетно-ролевые игры и театр — постановка сценок, разработка сценариев, инсценировка известных полотен. 

Возможности, формы и виды арт-терапии безграничны, однако при выборе конкретного занятия для реабилитации стоит отталкиваться от способности их выполнения пациентами. При речевой афазии и выраженном парезе верхних конечностей, гортани следует выбирать занятия, которые будут посильными и не вызывать сопротивления пациента.

Пассивные и активные техники

Начинать занятия арт-терапией стоит с пассивных техник, которые заключаются в созерцании искусства: послушать музыку, посмотреть картины, прочитать книгу. Этот процесс призван вызвать мотивацию к самостоятельному творчеству. 

Потом можно подключать активные техники: создание собственных продуктов творчества. Вводить разнообразие стоит постепенно: начать с чего-то одного, а после наслаивать техники и периодически переключаться на разные виды. Это поможет пациенту в развитии концентрации внимания и памяти.

Важно также учитывать аспект социализации в ходе занятий. Постинсультные больные под влиянием особого психоэмоционального состояния могут отказываться от групповых занятий. Стремление к социальной изоляции на ранних этапах реабилитации вызвано нежеланием принимать себя в новой ипостаси — человека с выраженными последствиями болезни. 

Однако по мере возвращения утраченных функций и при условии активной работы с психологом к пациенту будет возвращаться уверенность в себе и желание социализироваться. Именно в этот период рекомендовано посещать групповые занятия арт-терапией, которые принесут синергичный эффект: 

в коллективе люди занимаются творчеством более вовлеченно;

активное общение между участниками группы позволяет создать комфортную атмосферу для реализации творческих задач;

присутствует соревновательный эффект, что заставляет прикладывать больше усилий и креативности в процессе изготовления продукта творчества. 

В целом арт-терапия является технологией не только для решения медицинских и реабилитационных задач, но и для развития человека, социализации и личностного роста. Поэтому её желательно не прекращать и после достижения стойкого терапевтического эффекта. Уже в виде хобби. 

Арт-терапия в домашних условиях

Если по каким-то причинам пациент не может посещать арт-терапевта, организовать для него занятия арт-терапией можно и в домашних условиях. Для этого придётся проконсультироваться с лечащим врачом (реабилитологом) и арт-терапевтом, чтобы составить список рекомендованных и посильных (с учетом состояния пациента) занятий. 

После этого запаситесь необходимым инвентарем для творчества. Он должен быть безопасным (например, ножницы с округлыми кончиками) и нетоксичным (детские краски, клей со щадящим составом). 

При первых занятиях пациенту нужна компания. Вовлекайте его в творчество, на собственном примере показывая, как здорово и интересно что-то сделать руками. Двигайтесь от простого к сложному: выбирайте сначала легкие задания, потом усложняйте.

Множество идей вы можете найти на YouTube: в роликах показан процесс создания изделий. Просмотрите их сами и составьте простую инструкцию для больного. Не торопите его, подбадривайте. Занятия должны приносить удовольствие, проходить в спокойной атмосфере под тихую, расслабляющую музыку.

Оставить комментарий