Многих волнует вопрос вождения автомобиля после перенесенного инсульта. Даже на фоне реабилитации повреждение мозга приводит к замедленности движений, что влияет на скорость реакции. Безопасность за рулем зависит также от остроты зрения и активности мыслительных процессов, что позволяет быстро и адекватно оценивать ситуацию на дороге.

Многих волнует вопрос вождения автомобиля после перенесенного инсульта. Даже на фоне реабилитации повреждение мозга приводит к замедленности движений, что влияет на скорость реакции. Безопасность за рулем зависит также от остроты зрения и активности мыслительных процессов, что позволяет быстро и адекватно оценивать ситуацию на дороге.

Большинство пациентов после инсульта вновь начинают водить машину, хотя никакая формальная оценка риска для самого человека и окружающих не проводится. Самым простым и исчерпывающим способом измерения водительских навыков является тест на дороге. Он занимает 45 минут и проводится в настоящем автомобиле в присутствии инструктора по вождению или на компьютерном симуляторе. Однако подобный тест может быть дорогим и неудобным для самого водителя.

Исследователи из Католического университета города Лёвена (Бельгия) предложили достойную альтернативу. Они считают, что оценивать восстановление навыков вождения можно и амбулаторно в кабинете врача. Это позволит решить, можно ли выпускать пациента на дорогу в реальных условиях.

Тесты занимают всего 15 минут и позволяют предсказать, пройдет ли пациент испытание на дороге или у него это не получится. Какие же тесты предлагают использовать бельгийские ученые?

  • Распознавание дорожных знаков поможет оценить уровень знания правил дорожного движения и зрительное восприятие. При этом пациента просят сопоставить определенные знаки и какую-либо ситуацию на дороге.
  • Задание на ориентирование в окружающем пространстве изучает зрение, скорость мышления и внимания.
  • Тест на прокладывание маршрута оценивает зрительно-двигательное слежение и способности к зрительной оценке пространства. Например, пациенту предлагается нарисовать линию между буквой и цифрой.

Согласно проведенному исследованию, данные тесты способны выявить ненадежных водителей с точностью 80-85%. Пациент, скорее всего, провалит экзамен, если при амбулаторном обследовании были получены следующие результаты:

  • тест дорожных знаков: менее 8,5 из 12;
  • тест на ориентирование: менее 25 из 32;
  • тест на составление маршрута: для выполнения требуется более 90 секунд.

Ученые представили свои изыскания в апрельском номере международного журнала Neurology.